В чем смысл сопоставления в левше двух российских императоров? почему последние слова левши о том, что у англичан ружья кирпичом не чистят, так и не дошли до государя
Ответы
Николай Семенович Лесков в совершенстве обладал редким даром вдумчивой и зоркой любви и способностью глубоко чувствовать и понимать человека. Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями её древнего быта, любил затрепанный чиновниками полуголодный, полупьяный народ и вполне искренне считал его "способным ко всем добродетелям", но он любил всё это, не закрывая глаз.Его герои - представители разных сословий: чиновники - от министра до квартального, духовные лица - от митрополита до дьячка, интеллигенты всех профессий, крестьянство всей России.У рассказа «Левша» удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и «состряпал» из них своего «Левшу». Между тем сказ придуман автором от первого до последнего слова.Послушаем историю создания рассказа.По свидетельству сына Николай Семенович лето 1878 года провел в Сестрорецке в доме оружейного мастера, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра. Этот рассказчик был человеком старого поколения, старой веры, читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением. Лесков обсуждал с ним вопрос о происхождении прибаутки о том, как англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали, да и назад послали. Так и не узнав ничего правдивого из этой присказки, Лесков в мае 1881 года написал рассказ "Левша", сюжет которого построен на известном вам присловье.- А кто скажет, в каком жанре написано это произведение? (Сказ)- Что такое сказ? Чем сказ отличается от сказки? (В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события) (Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым складом речи) Н. С. Лесков. Давайте запишем определение в тетради.- Итак, ребята, мы подошли с вами к тем историческим событиям, не объяснив которые, невозможно понять основной сюжетной линии нашего произведения и поэтому мы обратимся к историческим фактам.Историческая справка о положении РоссииК концу XVIII века Россия была крупнейшей по территории державой мира. Основными сословиями страны были дворянство, духовенство, крестьянство, мещанство, купечество. Основой политического строя России являлось самодержавие. Многое тут зависело от центральной власти и прежде всего от императора.- Мы уже знаем, что наши герои побывали в Англии. А потому необходимо познакомиться с Англией ХIХ века.-Чем интересна Англия ХIХ века? (Обращение к детям)К 60-м годам ХIХ века Великобритания оставалась самой могущественной европейской державой, превосходя все страны по уровню экономического развития и по величине своих колониальных владений.- Исходя из этой информации, мы можем сделать вывод, что речь идет о двух очень могущественных и мощных державах.II. Анализ произведения.- А теперь обратимся к нашим героям. Какие они, персонажи сказа?Государь Александр Павлович - русский император; Александр Павлович представлен в шаржированной роли поклонника и почитателя западной (английской) цивилизации и ее технических изобретений.Это первый персонаж, с которым мы встречаемся. Используя цитаты, представьте характер данного литературного героя, его отношение к родине, не всегда, может быть, выраженное прямыми поступками, а опосредованно, через выражение своего отношения к предметам, людям... (В ходе беседы приходим к парадоксальному выводу, что первого человека государства трудно назвать патриотом, т.к. он мало интересуется страной, его больше увлекает иностранное.) "Объездил он все страны и всегда через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми". "Мы, русские со своим значением никуда не годимся", "Государь взглянул на свою пистолю и наглядеться не может", "Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко", "Пожалуйста, не порть мне политики", "Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив сделать ничего не могут", "Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве".