Помогите пожалуйста срочно написать доклад по обществознанию : объект, предмет и виды познания.
помогите срочно пожалуйста
Ответы
Познание – это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.Познание делит мир на две части:– на объект (в переводе с латинского – противопоставлять себе);– на субъект (в переводе с латинского – лежащий в основе).Субъект познания – глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой – все социальное целое.Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п.Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.Объект познания – это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта.Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.Объект в его отношении к субъекту – это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта.В современной гносеологии различается объект и предмет познания:– объект познания – это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;– предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек – это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.Объективизм – направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей.Субъективизм – учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости.Виды познания:Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.Сущность научного знания заключается:– в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;– в достоверном обобщении фактов;– в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:– ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);– восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);– представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:– понятие;– суждение;– умозаключение.