Литература Архивный вопрос

Как представлена калиновская толпа в массовых сценах в пьесе 'Гроза'? и Какое определение жанра больше подходит этому произведению: драма или трагедия?
Помогите дать краткий, но со смыслом ответ.

Нет комментариев

Ответы

Гость

ГАЛИНА
Высший разум (991530)
Однозначного ответа на этот вопрос быть не может.
Безусловно, в пьесе присутствуют как элементы
драматического, так и трагического; просто надо определить,
каких больше.
Кажется, что элементов драмы куда больше, чем элементов
трагедии, которых, возможно, нет совсем.
Появляется тонкий оттенок трагизма в седьмом и десятом
явлениях пьесы,
когда Катерина говорит о своем предчувствии близкой
смерти.
Первое действие во многом играет роль экспозиции,
в нём ни одно из начал еще не выражено ярко.
Мы ещё не знаем, как дальше будет развиваться личная
Драма у героев, но ясно можем увидеть, что столкновение
просто неизбежно.
Во втором действии очень хорошо видны черты драмы.
Глубоко драматичны сцена прощания Катерины с Тихоном
и заключительный монолог Катерины.
Уже велико напряжение внутренней жизни героев,
события сгущаются.
Определяется любовный конфликт, теперь ему быть
непременно.
Всё это потому, что второе действие приходится на
развитие действия.
Следующее действие - Драма в чистом виде-свидание
Катерины с Борисом.
Но нет ещё столкновения между героями, нет препятствия,
мешающего осуществлению заветного желания Катерины.
То есть нет и элементов трагедии.
Действие четвертое уже трагично (или точнее - трагедийно)
Уже появляется неразрешимое противоречие между страстным
желанием и невозможностью его осуществления.
Кроме того, поднимаются внутренние противоречия,
и все это до того мучительно, что главная героиня не в силах
это вынести (и появляется сцена покаяния Катерины,
полная трагизма).
И трагическое пятое действие.
Узел неразрешимых противоречий героиня разрубает своим
роковым поступком.
Но, однако, всё выглядит иначе, если считать Катерину
слабохарактерной.
Тогда получается, что несчастная женщина, не имея
сил противостоять обстоятельствам и не будучи в состоянии
выносить удары судьбы, кончает жизнь самоубийством,
тем самым отказываясь от борьбы за свое счастье.
Это, конечно, печально, но не трагично - нет высокой идеи.
Поэтому определение пьесы как драмы или трагедии зависит
от того, считать Катерину с сильным или слабым характером.
Ведь "Гроза" больше Трагедия, чем Драма, в случае,
если последние ее действия трагичны.
А для трагедии, по определению, требуется сильный характер.
То есть, по Добролюбову, "Грозу" можно назвать
трагедией, а вот, по Писареву, - совершенно невозможно.
Если признать Катерину сильной личностью, то
определение жанровой принадлежности пьесы зависит
и от того, насколько трагичной считать развязку.
Что она трагична, это понятно, но вопрос:" Насколько?" -
требует ответа.
Если Катерина - светлое явление, которое принесло
пользу, осветив, пусть на короткое время," тёмное царство"
и дав импульс к изменению окружающей жизни,
то и развязка оказывается не столь безысходной.
Жанр пьесы Островского нельзя определить точно.
Некоторые склоняются к авторскому варианту -
социально-бытовая драма,
другие предлагают отразить характерные элементы и
трагедии, и драмы, определяя жанр "Грозы" как бытовая
трагедия.
Но одно нельзя отрицать точно:
в этой пьесе присутствуют как черты трагедии,
так и черты драмы.

Нет комментариев