Ответы
![](/img/user_avatar.png)
Древнерусская живопись зародилась на рубеже 9-10 веков на основе иконописных традиций, пришедших из Византии. Именно иконы являются основным жанром древнерусской живописи. Христианская религия учит, что в основе иконы лежит учение о Боговоплощении, то есть икона сама по себе является выражением веры. А значит, главное в иконе – вызвать у молящегося перед ней человека впечатление присутствия Бога, его при-частности к жизни людей.Все это достигалось применением особых средств художественной выразительности: обратной перспективы, соподчиненного изображения фигур, построением особого пространства в иконе, для которого характерно наличие нескольких точек зрения.Древнерусскую живопись, как и все искусство, можно разделить на несколько периодов: Эпоха Киевской Руси (9-12 вв.) Феодальная раздробленность (12-13 вв.) Свержение татаро-монгольского ига и начало объединения земель (14-15 вв.) Создание централизованного государства во главе с Москвой (конец 15-16 вв.) Я расскажу вам о первых двух этапах Древнерусской живописи.Живописи как таковой в дохристианской Руси не существовало. Она пришла вместе с византийскими иконами и византийскими художниками. Но уже в 11-12 веках в древнерусской иконо-писи появились образы и связанные с ними сюжеты, характерные только для России, в частности, широкое распространение получил культ великомучеников Бориса и Глеба. Борис и Глеб.Еще одной иконой, написанной не по византийскому образцу, был «Покров Богомате-ри». Византийская цер-ковь, хотя и не одоб-ряла подобных новшеств, в то же время запретить их не могла, потому что предпочи-тала мириться с местными на Руси святыми, чем позволить ей уйти в язычество. "Покров Богоматери"Икона на Руси стала даже большей святыней, чем в самой Византии, поэтому к ней предъявлялись строгие требования: изображение святых и пространства было плоским, фигуры и черты лица передавались лишь условно, а художественная выразительность и эмоциональный эффект достигались за счет силуэта, линейного ритма и красок.Основные иконы Киевской Руси создавались греческими мастерами для крупных храмов. Наиболее примечательны иконы и росписи: Софийского собора в Киеве Церкви Спаса Нередицы в НовгородеИконы «Устюжское Благовещение» «Спас Нерукотворный» «Голова Архангела» «Николай Чудотворец».Внутреннее пространство собора Святой Софии было полностью покрыто фресками и мозаиками по подобию византийских церквей. Причем мозаикой выкладывались самые важные части росписей, чтобы еще более подчеркнуть их значение. На центральной абсиде (алтарный выступ, покрытый полукуполом) помещалась икона Богоматери-оранты с раскинуты-ми вверх руками, она должна была символизировать «земную церковь». Собор Святой СофииЕе одежда в синих и лиловых тонах хорошо выделяется на золотом фоне, и образ приобретает в глазах смотрящего на нее значимость и величие. В фигурах же других святых можно заметить суровость, они находятся над человеком и его страстями. Богоматерь ОрантаЦерковь Спаса Нередицы также была расписана от основания до купола, но в росписях уже наметились расхождения с византийскими традициями. Так, по сторонам от Богоматери-оранты располагались процессии святых во главе с Борисом и Глебом, на западной стене церкви изображена композиция «Страшный суд», а в куполе – «Вознесение Христа», в различные традиционные сцены введены бытовые детали, изменился характер некоторых библейских сцен. Но благодаря общности стилистических приемов, цвета и композиции роспись выглядит единым целым. Церковь Спаса НередицыРосписи в церкви Спаса Нередицы Процессии святых во главе с Борисом и Глебом «Страшный суд» «Вознесение Христа»