Ответы
В ходе развития античной духовной культуры постепенно вырабатываетсяидеал человека, который предполагает гармонию, сочетание физической идуховной красоты. С этим идеалом соотносилась вся система воспитания иобразования, уникальная для своего времени. Именно в полисахЭллады впервые в истории встала задача обучения детей всего свободногонаселения (речь шла прежде всего о мальчиках). Причем вниманиеобращалось как на приобретение научных знаний, так и на физическоеразвитие, на усвоение морального кодекса свободного гражданина.Существовали частные и государственные учебные заведения. Наструктуре образования сказывались политические различия между полисами. Впризнанном центре просвещения — Афинах —с их демократическим республиканским строем оформилась следующаясистема обучения. Первые школьные законы были составлены древнегреческимпоэтом и государственным деятелем Солоном.В них было предусмотрено, что школьный учитель должен время от временисдавать экзамены, чтобы подтвердить своё право учить других. Занятия вшколах проводились только при дневном освещении. Если отец не отдавалсына в школу, то сын мог не поддерживать отца в старости. Школьныйучитель обязательно показывал детям основные гимнастические упражнения,которым будут обучать в гимназии. Среди афинских учителей проводилисьсоревнования в декламации и различных видах атлетики.После домашнего воспитания мальчики с семи лет начинали учиться в низшей школе, которая называлась дидаксалейон (от греческого «дидактикос» — обучающий). Здесь обучали грамоте, литературе, начиная с Гомера,музыке, арифметике, рисованию. Более углубленное изучение предметов сдополнением начал астрономии и философии продолжалось на втором уровненачальных училищ — грамматической школе (от 12 до 15 лет). Обучениефизической культуре велось одновременно, в специальном комплексе — палестре.Все эти типы учебных заведений в Афинах принадлежали частным лицам. Ноафиняне учили за государственные средства тех детей, родители которыхпогибли на поле боя, защищая Отечество.Завершалось общее образование в гимназии, где юноши 16-18 летсовершенствовались в науках, в число которых входили риторика, этика,логика, география, а также в гимнастике. Гимнасиямиведало государство, для них строились монументальные здания.Состоятельные граждане считали за честь занять выборную должностьруководителя гимнасия, несмотря на то, что она была связана с большимиличными расходами. Гимназии были центрами интеллектуального жизниполиса, в Афинах их было несколько. При каждой гимназии обязательносуществовала библиотека. Наиболее прославилась Платоновская академия, где вел беседы со своими учениками Платон, и Ликей, основанный Аристотелем. После гимнасия можно было стать эфебом —учеником высшего учебного заведения, которые в полисную эпоху быливоенными, а в эллинистическую коренным образом изменились и сталигражданскими. Своеобразной формой высшего образования можно считатькружки, которые группировались вокруг крупных ученых.В Спарте контроль государства над развитием личности был достаточно жестким. По преданию, новорожденных осматривали члены герусии(городского совета старейшин) и отбирали только здоровых детей. Слабых иболезненных сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта. Существоваласистема государственного школьного обучения, обязательная для каждогоспартанца от 8 до 20 лет. Учились в школах, в отличие от Афин, имальчики, и девочки, но в Спарте ребёнка отрывали от семьи. Ребят,начиная с 12 лет, делили на отряды, во главе каждого отряда находилсяпрен (самый старший и наиболее авторитетный мальчик). Основнымиэлементами обучения были: охота, религиозные и военные танцы,разнообразные физические упражнения. Умственное развитие было личнымделом каждого спартанца.