Музыка Архивный вопрос

В чём же современность музыкальных образов Валерия Кикты?

Нет комментариев

Ответы

Гость

Художественный мир композитора Ва- лерия Кикты – заслуженного деятеля ис-кусств Российской Федерации, заслуженно-го деятеля искусств Украины, профессораМосковской государственной консервато-рии имени П.И. Чайковского – это важнаячасть культурно-исторического процессаХХ–ХХI веков. Широкая панорама автор-ских сочинений представляет самобытныеопусы различных жанров: балеты, кантат- но-ораториальные жанры, концерты дляхора и малые хоровые формы, сочинениядля оркестра, концерты для солистов с ор-кестром, ансамбли для различных инстру-ментов, вокальные циклы, песни для детейи другие произведения.В обширном каталоге его творчестважанр хоровых произведений – и особеннопроизведения на духовную тематику – за-нимает особо значимое место. В статьевпервые исследована хоровая духовнаямузыка как некая художественная целост-ность, а именно: изучена тематика про-изведений, представлена жанровая пано- рама творчества композитора, выявленасвязь хорового и не-хорового творчества.Поэтика художественного стиля ис- следована на крупных и малых хоровыхкомпозициях, представленных в художе- ственной панораме авторских сочиненийразного времени. Методология – это со- четание общегуманитарных подходов(герменевтического, системного, сравни-тельно-исторического и компаративного)с музыковедческими методами. Валерий Григорьевич Кикта – компо-зитор, голос которого твердо и ясно звучитв «новом сакральном пространстве». Вре- менной срез творческой судьбы длиноюпочти в полвека убеждает, что духовнаятема в наследии В.Г. Кикты имеет онто-логический характер, является глубиннымсмыслом творческого «видения», его знако-вым и эмоциональным выражением. Вспо- миная слова И.А. Ильина, совершаем про-екцию на естественное и одухотворенноетворчество композитора: «Россия дала намрелигиозно живую, религиозно открытуюдушу…» [4, с. 13]. Знаменательный цикл«Украинские колядки с голоса И.С. Козлов-ского» (1967) открывает это направлениетворчества и является первым повество-ванием о евангельских событиях1. Рожде-ственская тема, ведущая в цикле, естествен- но сочетается с фольклорным «действом».Воплощение сакральной проблематикиопределяется очень многими условиями:историческим контекстом, спецификой тра-диции, к которой автор принадлежит, осо-1«Колядки» для тенора, смешанного хора, соли-стов, арфы и ударных на народные слова по сценариюИ.С. Козловского были исполнены в год семидесяти- летия певца в 1970 году.бенностями его мировосприятия и творче-ского стиля. В круг интересов композиторавсегда входила историческая проблематика,непосредственно восходящая к христиан- ской традиции. Ее воплощение началосьв его творчестве задолго до возрожденияобщего интереса к религиозной теме. Ком- позитор признает знание о Боге как знание,изначально укорененное, которое «быловсегда»2. В разные периоды творчестваавтор создает произведения самых разно- образных жанров этого направления, на-пример: ораторию «Княгиня Ольга» (1970),концертную симфонию и балет «ФрескиСвятой Софии Киевской» (1972 и 1980),«Куликовскую симфонию» для сопранои оркестра русских народных инструментови «Куликовский диптих» для хора (1980),балет и симфоническую летопись «Влади-мир-Креститель» для хора и симфониче- ского оркестра (1990), ораторию «СвятойДнепр» (1992).2 Беседы с композитором – М.Ц.

Нет комментариев