Как развить дедукцию? Практические советы, будьте добры.
Ответы
Приобрести навыки медленного мышления можно, если его постоянно тренировать. Для этого нужно:
1. Решать задачи
Это могут быть задачи по физике, математике, химии, ведь в процессе интеллектуальной деятельности как раз и происходит тренировка медленного мышления.
Правда, придется восстановить подзабытые школьные знания этих предметов, а если у кого-то еще со школьных времен сохранилась нелюбовь к точным наукам и разным задачкам, можно воспользоваться книгами с головоломками, специально подобранными для развития логического мышления. Его развитию также способствуют покер и шахматы.
2. Расширять кругозор
Глубокие знания в различных областях культуры, науки, искусства и т. д., а также широкий кругозор позволят стать всесторонне развитой личностью, которая будет строить свои умозаключения, опираясь на знания и опыт, а не на догадки.
Здесь неоценимую услугу окажут энциклопедии, словари, справочники, книги и фильмы, путешествия.
3. Проявлять дотошность
Можно взяться за изучение какого-то одного предмета или факта, но сделать это тщательно и всесторонне. Такой факт или предмет должен вызывать эмоциональный отклик и интерес, только тогда будет результат. Например, читая книгу или просматривая фильм, нужно обращать внимание на разные детали во внешности и поведении героев, чтобы попытаться предугадать дальнейший ход событий. Такие эксперименты лучше всего проводить с книгами или фильмами детективного жанра.
4. Развивать гибкость мышления
Решив задачу или проблему одним способом, следует попытаться найти другие пути решения, посмотрев на них с иного ракурса или с иной точки зрения. Чтобы выбрать оптимальный вариант, стоит прислушаться к мнению других людей и рассмотреть их версии. Ваши опыт и знания плюс опыт и знания других людей, наличие нескольких вариантов помогут сделать единственно верное умозаключение.
5. Быть наблюдательным
В разговоре с другими людьми стоит не только слушать, но и смотреть: отмечать их жесты, мимику, тембр голоса, интонацию. Таким образом можно будет распознать намерения человека и понять, насколько он правдив, дружелюбен и искренен.
Развивать наблюдательность можно, рассматривая посторонних людей на улице и мысленно угадывая, где они работают, куда идут, их семейное положение, привычки и характер. (Конечно, это стоит делать незаметно – вряд ли кому-то понравится, что его разглядывают.) Наблюдая за тем, какие у человека руки, цвет лица, прическа, обувь, сумка и т. д., можно предположить, какие у него привычки, предпочтения, чем он занимается, хотя сам он не произнесет ни слова.
6. Развивать произвольное и непроизвольное внимание
Это необходимо для того, чтобы уметь не упускать из внимания важные детали, правильно их толковать и не отвлекаться на посторонние предметы. Непроизвольное внимание – это своего рода боковое зрение. Для его тренировки необходимо наблюдать за привычными предметами в непривычной обстановке. Например, при другом освещении или звуковом фоне.
Произвольное внимание – это способность сосредоточиться на одном объекте, ни на что не отвлекаясь. Известно, что обычно человек удерживает внимание на одном объекте не больше 20 минут. Шерлоку Холмсу, например, сосредоточиться помогали одиночество, трубка и игра на скрипке.
7. Совмещать дедукцию и индукцию
Например, в больницу поступает пациент с диагнозом «язва желудка». Для его подтверждения врач смотрит, присутствуют ли все симптомы, характерные для этого заболевания, и после этого подтверждает или отрицает диагноз. И наоборот: в поликлинику приходит человек, который жалуется на боли в желудке, изжогу, отсутствие аппетита и пр. – и врач, собрав воедино все симптомы, ставит диагноз.
Эти простые примеры еще раз доказывают, что для успешного пользования разными методами мышления необходимо располагать немалыми знаниями и опытом.
1. Решать задачиЭто могут быть задачи по физике, математике, химии, ведь в процессеинтеллектуальной деятельности как раз и происходит тренировка медленногомышления.Правда, придется восстановить подзабытые школьные знания этихпредметов, а если у кого-то еще со школьных времен сохранилась нелюбовь кточным наукам и разным задачкам, можно воспользоваться книгами сголоволомками, специально подобранными для развития логическогомышления. Его развитию также способствуют покер и шахматы.2. Расширять кругозорГлубокие знания в различных областях культуры, науки, искусства и т.д., а также широкий кругозор позволят стать всесторонне развитойличностью, которая будет строить свои умозаключения, опираясь на знания иопыт, а не на догадки.Здесь неоценимую услугу окажут энциклопедии, словари, справочники, книги и фильмы, путешествия.3. Проявлять дотошностьМожно взяться за изучение какого-то одного предмета или факта, носделать это тщательно и всесторонне. Такой факт или предмет долженвызывать эмоциональный отклик и интерес, только тогда будет результат.Например, читая книгу или просматривая фильм, нужно обращать внимание наразные детали во внешности и поведении героев, чтобы попытатьсяпредугадать дальнейший ход событий. Такие эксперименты лучше всегопроводить с книгами или фильмами детективного жанра.4. Развивать гибкость мышленияРешив задачу или проблему одним способом, следует попытаться найтидругие пути решения, посмотрев на них с иного ракурса или с иной точкизрения. Чтобы выбрать оптимальный вариант, стоит прислушаться к мнениюдругих людей и рассмотреть их версии. Ваши опыт и знания плюс опыт изнания других людей, наличие нескольких вариантов помогут сделатьединственно верное умозаключение.5. Быть наблюдательнымВ разговоре с другими людьми стоит не только слушать, но и смотреть:отмечать их жесты, мимику, тембр голоса, интонацию. Таким образом можнобудет распознать намерения человека и понять, насколько он правдив,дружелюбен и искренен.Развивать наблюдательность можно, рассматривая посторонних людей наулице и мысленно угадывая, где они работают, куда идут, их семейноеположение, привычки и характер. (Конечно, это стоит делатьнезаметно – вряд ли кому-то понравится, что его разглядывают.) Наблюдаяза тем, какие у человека руки, цвет лица, прическа, обувь, сумка и т.д., можно предположить, какие у него привычки, предпочтения, чем онзанимается, хотя сам он не произнесет ни слова.6. Развивать произвольное и непроизвольное вниманиеЭто необходимо для того, чтобы уметь не упускать из внимания важныедетали, правильно их толковать и не отвлекаться на посторонние предметы.Непроизвольное внимание – это своего рода боковое зрение. Для еготренировки необходимо наблюдать за привычными предметами в непривычнойобстановке. Например, при другом освещении или звуковом фоне.Произвольное внимание – это способность сосредоточиться на одномобъекте, ни на что не отвлекаясь. Известно, что обычно человекудерживает внимание на одном объекте не больше 20 минут. Шерлоку Холмсу,например, сосредоточиться помогали одиночество, трубка и игра наскрипке.7. Совмещать дедукцию и индукциюНапример, в больницу поступает пациент с диагнозом «язва желудка».Для его подтверждения врач смотрит, присутствуют ли все симптомы,характерные для этого заболевания, и после этого подтверждает илиотрицает диагноз. И наоборот: в поликлинику приходит человек, которыйжалуется на боли в желудке, изжогу, отсутствие аппетита и пр. – и врач,собрав воедино все симптомы, ставит диагноз