Литература Архивный вопрос

Сочинение-рассуждение на тему:что дало мне знакомство с Аввакумом. Помогите!

Нет комментариев

Ответы

Гость

Протопоп Аввакум Петров был самым крупным идеологом того религиозно-общественного движения, которое вошло в историю под неточным названием «раскола». В то же время это был писатель, обладавший выдающимся литературным талантом. Чтобы понять сущность движения старообрядчества и смысл литературной деятельности Аввакума, следует принять во внимание некоторые факты русской жизни второй половины XVII века.В классическом труде Ф. Энгельса «Крестьянская война в Германии» содержится глубокий анализ сущности и форм классовой борьбы в феодальном обществе. Этот анализ приводит Ф. Энгельса к выводу: «Революционная оппозиция феодализму проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания» [1]. (Курсив наш. - В. Г.).«Условия времени» в Московской Руси XVII века определили своеобразную форму антифеодальной оппозиции демократических слоев русского общества той эпохи. После подавления первой крестьянской войны начала XVII века положение народных масс на Руси особенно ухудшилось. Посадские тяглые люди, как было сказано в одной челобитной 1648 года, «оскудели и обнищали до конца». Земским собором 1649 года было принято специальное Уложение, которое окончательно завершило закрепощение крестьян. Это послужило причиной новых волнений: в 1654 году происходит «чумный бунт», в 1662 году - «медный бунт и восстания поволжских крестьян, в 1666 году действуют казацко-крестьянские дружины под руководством Василия Уса, в 1667-1671 годах разгорается вторая крестьянская война под руководством Степана Разина. Вооруженная борьба посадских людей и крестьян против феодалов нуждалась в идеологическом обосновании. Официальная церковь с ее феодальными формами эксплуатации, стоявшая на страже государственной власти, проповедовавшая смирение и покорность, не оправдывала эту борьбу. Но русская церковь XVII века не была единой организацией. В ней отчетливо проявились те же противоречия, которые были свойственны феодальному обществу в целом. Это многое объясняет в идеологическом содержании «раскола».Церковная знать владела крупными земельными участками и богатствами. Высшему духовенству в конце XVII века принадлежало почти 2/3 всех земель страны и 440 тысяч душ крепостных [2]. Глава русской церкви - патриарх - являлся крупнейшим собственником-феодалом. Так, например, патриарх Никон построил три крупных монастыря, которые стали его вотчинами. Кроме того, по данным Церковного собора 1665 года, Никон захватил в свое владение еще шестнадцать монастырей. По свидетельству приехавшего на Русь антиохийского архидиакона Павла Алеппского, Никон владел 25 тысячами крестьянских дворов; ежегодный доход от принадлежавших ему монастырей составлял 20 тысяч рублей, а одни только московские церкви выплачивали ему 14 тысяч рублей в год [3], что составляло по тем временам громадную сумму.

Нет комментариев